Что происходит на частном рынке малоэтажной недвижимости?


2.pngВиктор Коровкин, эксперт сферы малоэтажного строительства из Перми, автор практического курса «Как сэкономить 1 МИЛЛИОН или до 30% на строительстве дома», финалист конкурса «Социальный предприниматель – 2016», ген. директор группы компаний «Триглав», рассказывает о проблемах частного рынка недвижимости.

Бизнес или предпринимательство?

Руководители фирм на частном рынке малоэтажной недвижимости организовывают не только процесс строительства домов или бань, но и влияют на социально-экономическое благополучие родного города. В частных беседах одни позиционируют себя как бизнесмены, другие — как предприниматели. В чём же заключается принципиальное различие?

Когда в повседневной речи мы используем понятия «бизнес» или «предпринимательство», то, казалось бы, говорим об одном и том же социальном явлении. Но это не совсем так. Эти понятия в своей основе имеют разные концепции. Причем их цели могут быть одинаковыми (например, получение прибыли или личного дохода), но методы и способы достижения цели будут диаметрально противоположными. Так начинается размытие понятийного аппарата и зарождение популизма в предпринимательской среде (и далеко за её пределами). Конечно, существуют и официальные трактовки «предпринимательства», например, в статье 2 Гражданского Кодекса РФ, но это уже другая история. Я же ограничусь описанием данных понятий на «бытовом» уровне интерпретаций.

Бизнес – это агрессивная среда. Данное понятие выращено на западном менталитете, рациональность которого заключается в получении максимальной выгоды для себя из любой ситуации.

Предпринимательство – понятие более близкое русской ментальности. Эта форма экономической деятельности направлена не только на получение выгоды, но и на выполнение предпринимателем социальных обязательств.

Последние 26 лет рыночные отношения в нашей стране развиваются в русле западной концепции мироустройства, но с поправками на русский менталитет, в результате чего появился бизнес по-русски: «Бери от жизни по максимуму сегодня, а завтра хоть потоп». Исходя из этого, посмотрим на развитие частного строительного рынка Перми через призму концептуального управления.

Несмотря на позитивное настроение прикамцев сменить городские квартиры на частные дома, объёмы малоэтажной застройки в Перми остаются низкими.

Почему сложилось так, что рынок развивается очень медленно?

В первую очередь причина в том, что частный строительный рынок не регулируется на законодательном уровне:

  • отсутствует единая методология по ценообразованию на строительные услуги,
  • нет единообразия в договорной, сметной и исполнительной документации (нормы СРО на частном строительном рынке не работают),
  • отсутствуют единые критерии оценки и измерения участников строительного рынка на предмет их организационной, управленческой и финансовой грамотности,
  • низкая квалификация рабочих делает развитие рынка по определению невозможным.

Злободневные проблемы частного строительства

Заоблачная стоимость

Часто происходит так, что оговорённая стоимость строительного объекта на стадии подписания договора одна, а после того, как начинается рабочий процесс, другая: пропорционально увеличивается. Одно дело, когда сам заказчик внёс дополнения к проекту/эскизу на этапе строительства, но если эта инициатива исходит от подрядчика? На закономерный вопрос частного застройщика: «Почему стоимость увеличилась, я не рассчитывал на дополнительные расходы в таком количестве?!» у строительного подрядчика всегда найдётся ответ для обоснования несоответствия.

Лишние материалы

Создаются прецеденты, когда по завершению строительства в большом количестве остается неиспользованный материал, и на этой почве у сторон возникает конфликт интересов. Прослеживается понятная логика: если остался строительный материал, который был куплен на определённый объем работ, значит, и объём работ по факту не соответствует тому, что указан в смете. Следовательно, общая стоимость сметы строительного объекта однозначно завышена. Другой вопрос, была ли допущена ошибка при составлении сметы сознательно?

Ответы на эти и множество других острых вопросов кроются в

  • уровне профессиональной компетентности руководителя фирмы в вопросе организации и управлении строительством,
  • уровне нравственности или безнравственности, системы ценностей и взглядов конкретного руководителя.

Ситуация на рынке

Из общедоступных источников известно, что на строительном рынке Перми присутствует около 1 200 строительных фирм. Из них только 10% как-то позиционируют себя: их можно встретить на различных информационных ресурсах и выставочных мероприятиях города. Для меня, как руководителя строительной компании полного цикла в 2015-2016 гг., было архиважно знать, чем и как живут другие участники рынка. Ряд организационных мероприятий (личное общение с партнёрами–руководителями, телефонные звонки, выезды сотрудников в десятки разных строительных фирм) наглядно показал мне отличие маркетинга от реальности.

Вот пример. У компании есть юридическая форма образования (например, ООО или ИП), вывеска с названием при входе в офис, фирменный стиль — всё снаружи. А внутри — директор и главный бухгалтер в одном лице, реальный бухгалтер и юрист на аутсорсинге (что естественно), менеджер, секретарь (если есть), сметчик и снабженец (тоже не всегда), штатный архитектор (если повезёт), один или два технических специалиста уровня «инженер», мастер СМР или прораб. Всё. Рабочие бригады в штате не держат — нецелесообразно, поэтому взаимоотношения с ними выстраиваются только на договорах субподряда.

Зачастую руководители строительных компаний делают упор на маркетинг и построение отдела продаж. В приоритете стоит задача — привлечь как можно больше клиентов, а что с ними делать после — это уже второй вопрос. Как говорят, «лишь бы были клиенты, а в процессе разберёмся!». Но как можно обеспечить своих клиентов качественными услугами, если в компании элементарно отсутствует организационная структура? Компания – это система, которая обладает определённой пропускной способностью и одновременно обеспечивает базовыми условиями для управления многоуровневым процессом строительства. Если таковой системы в наличии нет, зачем маркетинг? А если вдобавок отсутствует надлежащая нормативная и исполнительная документация, без которой в принципе невозможно организовать не только работу внутри фирмы, но и процесс строительства объекта? Работать по принципу «лишь бы было больше клиентов», на мой взгляд, как минимум непрофессионально.

Почему так сложилось?

На подобное положение дел влияет множество внешних и внутренних факторов, но в первую очередь то, что уровень управленческой и организационной грамотности руководителей малых и средних строительных фирм, не говоря уже о частных бригадах (шабашниках), находится на уровне «плинтуса». А ведь от качества и эффективности управления компанией зависит спокойствие и благополучие не только клиентов, которые доверили ей свои «кровные», но и материальная стабильность сотрудников.

Что делать? 

Всем известно, что «люди хорошо работают не только от того, что они хорошие специалисты, но и от того, насколько грамотно ими управляют». А эффективное управление возможно только при условии качественного самоуправления руководителя.

Самоуправление выстраивается не только на профессиональных знаниях и навыках руководителя, но и на базе его ценностей и системы взглядов. Это, в свою очередь, определяет то, кем себя считает руководитель — «бизнесменом» или «предпринимателем». Задумывается ли о вышесказанном большинство управленцев? Понимают ли они, насколько высокий уровень персональной ответственности ложится на их плечи?

Требования, которые сегодня предъявляются к уровню развития руководителей, собственников фирм и организаций, очень высоки. Выскажу своё субъективное мнение о том, каким должен быть современный руководитель XXI века.

Руководитель должен быть здоров не только физически, но и нравственно. Быть высокоосознанным. Постоянно саморазвиваться, повышать уровень профессиональной, управленческой, организационной, правовой и финансовой грамотности. Всё это приведет к тому, что его предпринимательская деятельность будет не только максимально успешной финансово, но и социально ориентированной. И плачевная ситуация на частном рынке малоэтажного строительства разрешится будто бы «сама собой».

Что происходит на частном рынке малоэтажной недвижимости?: Один комментарий

  1. Хороший слог, верный социальный посыл. Ситуация с «бери больше, беги дальше» явно видна не только у застройщиков «малоэтажек» Перми. Это Ооочень большая проблема риелторского бизнеса в целом. Именно Бизнеса — агрессивного, социально неориентированного.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s