О насущных риэлторских вопросах

Интервью с Ириной Семенюк, директором ГК «Камертон» и президентом Поволжской Гильдии Риэлторов из Самары.

– Как агент с опытом, что вы посоветуете начинающим риэлторам?

– Я сразу хочу пожелать тем, кто приходит в профессию, удачи. Лёгкого бизнеса нет: жизнь – это не сказка, в которой к тебе приплывает щука и исполняет три желания. Выражение «как поработаешь, так и полопаешь» подходит, в том числе, и к риэлторской работе. Прежде, чем приступить к активной профессиональной деятельности, человек должен пройти обучение. В крупных агентствах недвижимости есть свой собственный обучающий центр. Маленькие агентства недвижимости, у которых его нет, проходят курсы. Например, в Самаре есть институт МИР, ведущий профессиональную подготовку кадров, и Поволжская Гильдия Риэлторов, которая проводит подготовительные курсы для агентов, где изучается профессиональная азбука: что такое новостройка, «вторичка», брежневка, «сталинка» и пр. Дальше, по мере роста, происходит погружение в технологии взаимодействия с клиентом, разбираются этапы работы: как работать на подбор, по продаже недвижимости. Кроме того, ГК «Камертон» работает по эксклюзивным договорам – это тоже определенная специфика, позволяющая строго стоять на страже интересов клиента и реализовывать объекты по максимально высокой цене, которую дает рынок.

В образовательном центре «Камертона» постоянно происходит набор новичков. По многим сразу видны их дальнейшие перспективы: есть те, кто за первый месяц делают 2-3 сделки. А это люди, которые только пришли в риэлторское дело! У тех же, кто не хочет применять полученные знания, постепенно начинается разочарование в профессии, когда в голове рефреном звучит «Ничего не получается». Времена «лёгких денег» прошли, это уже не про рынок недвижимости.

– Как вы считаете, в чем главная причина того, что часть общества относится к риэлторам довольно негативно. Что с этим делать обычному риэлтору? Что предпринимает Гильдия Риэлторов?

– Рупором общественного мнения служат СМИ. И так сложилось, что негативное отношение к профессии, в том числе, сформировали журналисты. Они же выступают первоисточником выражения, набившего оскомину, – «чёрные риэлторы». По инициативе региональных организаций, президент Российской Гильдии Риэлторов сформировала официальное письмо для СМИ, где говорится о том, что «чёрные риэлторы» употреблять некорректно, верное название для подобных людей – мошенники.

Полный текст письма:

Эта инициатива уже возымела действие: в недавнем сюжете одной из программ на ТВ журналисты не стали упоминать «цветность» риэлтора, а назвали людей, нарушающих законы, тем словом, которого они заслуживают – злоумышленниками.

Кроме того, негатив в профессию пришел со времен маклерства, когда, извините за выражение, «срубали бабла». Сейчас наш рынок постепенно осветляется: крупные и средние компании честно ведут свой бизнес и объединяются в профессиональные сообщества – региональные объединения – ПГР, НАР, УПН, которые уже образуют Российскую Гильдию Риэлторов. Чтобы наладить контакт между собой и нашим клиентом мы вводим новые стандарты работы, работаем по эксклюзивному договору, не бежим «наперегонки», всем скопом продавая одну и ту же квартиру.

– Как влияют на профессию многочисленные частные маклеры, небольшие агентства недвижимости?

– Думаю, что нельзя сразу сказать про небольшие агентства недвижимости – хорошие они или плохие. Всё познается в сравнении. Но при выборе агентства я порекомендовала бы обращаться, что называется, в «компанию с именем» – ту, которая не первый год присутствует на рынке. Почему? У подобных компаний больше возможности оказать клиенту более качественную услугу. Относительно маклеров… Мне кажется, что их время уходит, всё по той же причине – из-за недостатка информации, профессиональных знаний.

Когда ты работаешь в команде, то двигаешься вперёд, потому что вперёд идет твоя команда.

Когда ты один, сложнее оставаться в тренде, хотя, безусловно, проводить сделки можно. Но, как показывает практика, постепенно маклеры уходят в другие сферы деятельности, потому что в первую очередь нуждаются в постоянной заработной плате.

– Один из самых популярных вопросов последнего времени: как влияет сервис «Домклик» на процесс работы агентств, в чем плюсы и минусы?

– Прежде всего, хочется сказать о самом процессе цифровой эволюции. ГК «Камертон» на рынке 13 лет. Когда мы только начинали свою деятельность, чтобы получить простую планировку помещения, риэлтор ехал на другой конец города, делал ксерокопии и привозил обратно. Тогда в лексиконе не было слова «сканер». Сейчас же отрасль и Россия в целом сделали такой огромный шаг вперед! Достаточно смартфона: и с места событий можно сразу сфотографировать свидетельство о праве собственности, планировку, сделать короткое видео. В тот же момент прислать на почту, чтобы компания разместила информацию в своей внутренней базе. Общество развивается, и нельзя вернуться в то дремучее состояние, когда маклеры совершали длинные сделки и зарабатывали на каждой огромные деньги, пользуясь незнанием клиента. Сейчас все грамотны и подкованы, даже бабушки сидят в Интернете. Это также к слову о том, какая реклама работает. Газеты повсеместно закрываются, потому что оттуда уходит конечный потребитель. И если раньше аудитория в Интернете и печатных изданиях делилась 60% на 40%, то сейчас это все 70% на 30%.

Что сказать про Домклик… Не так давно СМИ объявили, что Сбербанк в ближайшем будущем будет выдавать паспорта. Что дальше? Печь булочки и продавать? Это, конечно, шутка, мы понимаем, что каждый бизнес развивается по своему пути. Но нельзя отрицать, что Сбербанк пытается забрать у нас долю рынка. Поэтому в Домклик профессиональное риэлторское сообщество Поволжья вступать не будет. Мы знаем, что будет потом: вслед за нами придет и наш покупатель, понимая, что теперь все объекты там. А Домклик заберет нашего клиента со всеми персональными данными.

То, что Сбербанк делает с новостройками, – с этим я отчасти согласна. В новостройке в первую очередь покупают не здание и стены, покупают место и планировку. Поэтому закономерно процесс покупки переходит в онлайн, когда потребитель может забронировать квартиру прямо с сайта. Но что касается вторичной недвижимости, ни один цифровой сервис не сможет разобраться в человеческой стороне данного вопроса: почему человек продает квартиру, что у него случилось? Он получил квартиру по наследству? Разъезжается? Переезжает в другой город? Тогда нужно помочь ему совершить сделку. В рамках РГР уже есть межпартнерские договоры: если мой клиент продает квартиру в Самаре и переезжает в Санкт-Петербург, я не брошу его, а передам питерскому коллеге.

Вторичка, я считаю, – наше все.

Ведь риэлтор – это не просто посредник, это психолог, человек, на груди которого клиент проливает такое количество слез.… Хороший риэлтор в конце становится семейным, его приглашают на новоселье, он входит в круг близких друзей.

А про Домклик есть хороший старый анекдот «Банк и еврей»:

Еврей сидит, торгует семечками, ему говорят: «Дай взаймы?». Еврей говорит: «Вот там банк, он дает деньги. У меня с ним договоренность: я не даю взаймы, а он не торгует семечками».

Этот анекдот – точно в цель. Сбербанк 4 года вел переговоры с нами, говоря, что не будет делать на своей платформе агентство недвижимости. И появляется Домклик. Но, если честно, не Сбербанком единым жив ипотечный рынок недвижимости. Мы повернулись лицом ко всем банкам, с начала года многие понизили ставки. Это война банков, не наша, так пусть они между собой и воюют.

А продавать помогать нам не надо, мы сами продадим.

– Какие государственные инициативы помогли бы профессии риэлтора? Как вы думаете, почему был отклонен закон о риэлторской деятельности, когда ждать следующего этапа?

– Закон – дело тонкое.… Изначально, да, было много инициативы, но сейчас настало затишье.  Перед нами яркий пример – 214-ФЗ о долевом строительстве. Обязательное страхование не сделало жизнь легче ни застройщику, ни простому потребителю: цены выросли, девелоперы заложили свои расходы в стоимость квадратного метра. Вот к чему привела благая инициатива. Поэтому сейчас мы говорим не о законе, а скорее о добровольной сертификации под эгидой РГР. Стандарты РГР уже прописаны, утверждены и переданы в верхние эшелоны власти.

Можно говорить о том, что Гильдия неповоротлива. Но все задержки обусловлены тем, что это общественная организация, которая во многом держится на энтузиазме ее членов. Например, я президент Поволжской Гильдии Риэлторов, и мой день делится ровно пополам, где в первую половину дня я занимаюсь собственным бизнесом, а вторую – делами Гильдии. Помимо преференций по узнаваемости никаких других я не получаю. РГР объединяет всю Россию: совет собирается раз в три месяц, поэтому решения принимаются не так быстро, как хотелось, зато все они продуманы и взвешены.

О насущных риэлторских вопросах: 4 комментария

  1. Здравствуйте! Ирина Ивановна извините, осмелюсь возразить) Индивидуальные маклеры (если они действительно хорошие), то могут пережить все большие компании. В компании часто несколько учредителей, которые постоянно что-то делят, большое количество не опытных сотрудников, пришедших на работу с улицы. Да и ответственность за всех своих проштрафившихся «бармалеев» агентство не возьмет! А частник знает свою работу, делает все сам, ни кому не поручает сходить туда, потупить там и т.д. Соответственно и доверия больше т.к. его знают много лет, и доверяют, знают где найти, чтобы обратиться еще раз. Да и платят клиенты таким маклерам гораздо охотнее чем агентству и причем не меньше. Так же можно договориться с каждым индивидуально.

    Нравится

  2. Я соглашусь, сама так работаю 7 лет! Люди идут по рекомендациям, сарафанное радио работает лучше всякой рекламы, к проверенным возвращаются.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s